ОТКУДА БЕРЕТСЯ АГРЕССИЯ?

Обсуждения безопасности домашних и беспризорных животных не утихают. Начавшись в СМИ, темы кочуют в интернет, подогреваясь ежедневно наблюдаемыми событиями. Попытки поддержания страха перед определенными породами собак и выборочность примеров в репортажах заставляют задуматься: насколько обоснованы публикации.

«Классикой жанра» считается информация, четко структурированная по акцентам:
1)Взрослая собака жила в семье;
2)животное принадлежит (принадлежало) к группе бойцовых или служебных собак;
3)в один момент поведение всеобщего любимца резко изменилось, итогом чего стали раны, а то и увечья.
К желаемому выводу — избавиться от всех собак и сразу, людей подводят не очень искусно, обходя стороной множество важных вопросов. Список скрываемых, тем не менее ключевых для понимания: почему «вдруг» кусается собака, обширный.

Итак, по первому пункту:
Как долго животное находилось именно в пострадавшей семье?
Откуда собака вообще взялась в семье и в каком возрасте?
Где была раньше и сколько?
Подавляющее большинство муссируемых в СМИ покусов словно под копирку сделаны, различаясь лишь в мелких деталях. Журналисты умудряются не замечать относительно недавнего появления четвероногого у последних владельцев. Причем уже взрослого, успевшего сменить нескольких хозяев за последние год — два (тоже интересно: почему?). А следовательно, не только разуверившегося едва ли не во всем роде человеческом.

От начала идем дальше:
С какой целью покупалась собака?
Все ли члены семьи были согласны с появлением животного?
Кто, как занимался воспитанием и дрессировкой собаки?
Вроде простые вопросы, решаемые задолго до появления питомца в доме. На проверку оказывается: в качестве всеобщего любимца выбиралось животное с потребностью подчиняться в процессе выполнения работы, ради которой порода выводилась. А благодаря многовековому разведению ничего другого конкретная собака делать не может. Как правило, питомец приобретался кем-то одним вопреки мнению остальных членов семьи, в обязанность которого вменялись воспитание, дрессировка, и многое другое. Времени же (увы) катастрофически не хватало: при потребности животного в движении примерно три часа получалось минут сорок в день.

И напоследок:
Как же складывалось общение между животным и семьей?
Все ли члены семьи понимали принципы построения отношений между собакой и человеком?
Отвечу: выяснили чуть выше, что семейному большинству не нужно было ни животное, ни отношения с ним, ни какое-то понимание. Ведь люди прекрасно жили без собаки, не собираясь заводить питомца. Отмечу, что собака придерживается строгого иерархического порядка в стае. То есть в семье. Когда главенства над собой не видит, пытается занять место вожака. Постоянное доказательство собственного превосходства и величия отнюдь не выход, а способ загнать животное в угол, откуда лишь один способ — огрызаться. Защищать свое, жизненно необходимое пространство. Дрессировка, как общий курс, вырабатывающий навыки послушания, так и собачья специальность, лишь средство установить взаимодействие. Заодно реализуя потребности животного как в иерархии, так и в некоторой работе.

Подводя итог получим стандартную «картину маслом»: животное со сложившейся в психике проблемой попадает в руки не то чтобы неумелого человека. Ведь знания и опыт получить не проблема. Загвоздка в нежелании понять основные принципы общения с животным. Фыркать, дескать не царское дело животных понимать, можно долго. А в это время собаки будут кусаться, нанося жестокие травмы.