В советские времена судейство не было единоличным, а обязательно экспертной комиссией в составе председателя и двух членов, которые втроём (плюс стажёры, число которых не регламентировалось) проводили экспертизу. «Одна голова хорошо, а две луч¬ше» - что не заметит один, увидит второй, да и перед коллегами не удобно пропустить очевидное - квалификация будет поставлена под сомнение.
Сейчас ситуация изменилась. Пород много, у каждой свои допуски по зубам, своя градация дефектов. Подлинные стандарты ФСИ мало кому доступны. Большая часть действующего судейского корпуса сформировалась после падения «железного занавеса», когда с началом перестройки клубы собаководства множились как грибы после дождя, а информация из зарубежных источников (часто в неграмотном переводе или с самовольными правками) полилась рекой. Каждый клуб, как мог, готовил экспертов на собственных платных курсах своими, подчас мало квалифицированными преподавателями. Известно, что учить легче, чем переучивать. Плоды той поверхностной учёбы мы и пожинаем до сих пор.
Всё чаще в ринге мне попадаются собаки с серьёзными нарушениями в зубной системе, причём хэндлер (владелец) заявляет, что «собака уже была на одной (двух, трёх и т.д.) выставках, и ВСЁ было нормально». Другой начинает объяснять мне, эксперту, что в данной породе «ЭТО допустимо», т.е. является нормой. Встречаются титулованные, собаки с такими дефектами, которые трудно объяснить даже возрастными подвижками или, к примеру, травматическим происхождением. Ради интереса задаю вопрос: «Не было ли травмы?» Получаю ответ: «Не было». Да даже если и была, то по правилам РО на всепородных выставках никакие справки не принимаются, эксперт судит то, что видит. Принимать ли справки на монопородках, клуб по породе решает сам.
Складывается ощущение, что некоторые судьи прохладно относятся к своим обязанностям, пользуясь бесконтрольностью ситуации, когда зубы, кроме эксперта в ринге, никто из окружающих посмотреть не может. А ведь выставочная оценка не ниже «очень хорошо», полученная хотя бы единожды, гарантирует собаке допуск к племенному разведению на всю оставшуюся жизнь (для сук до 8 лет).
В моей практике встречалась мальтийская болонка с недоразвитой нижней челюстью, что является анатомическим уродством и влечёт за собой дисквалификацию (недоразвитая нижняя челюсть - это не просто недокус, это когда вы смотрите на закрытую морду собаки снизу, то видите её нёбо). Когда я объявила оценку и объяснила причину, раздались возгласы болельщиков: «Эта собака несколько месяцев назад стала Лучшим юниором!» Это была сука, и думаю, вряд ли владелец решится не вязать её - диплом с племенной оценкой и даже титулом уже имеется!
Неоднократно попадались собаки с асимметричным прикусом ( перекос челюсти в горизонтальной плоскости): с одной стороны - идеальное ножницеобразное смыкание клыков и резцов, а с другой - например, явный перекус или из-за сильной односторонней суженности нижней челюсти нижний клык не смог занять правильное положение и вырос, упираясь в нёбо, даже не в десну (что тоже плохо). У меня была в ринге такая колли, с клыком в нёбо; опытный, судя по всему, хэндлер быстро обнажил для меня правую половину резцов и клыков в идеальном состоянии и тут же приступил к демонстрации премоляров. «Стоп-стоп-стоп!» - сказала я и попросила показать левую сторону прикуса. Естественно, полученная оценка не обрадовала владельца. Вечером после выставки мне сказали, что эта собака уже выполнила норматив чемпиона России и документы отправлены в офис РКФ для присуждения титула, который идёт в родословные потомков.
У ряда собаководов существует мнение, что прикус - это смыкание только резцов. На самом деле, прикус формируется в первую очередь клыками, а потом уже резцами. Ножницеобразный прикус - наиболее благоприятный для хищника, в этом случае нижние клыки стоят без отхода впереди верхних клыков, а нижние резцы, наоборот, примыкают к верхним резцам сзади, при этом очень многие стандарты FСI пишут, что «резцы должны стоять перпендикулярно челюстям», т.е. верхние резцы параллельно нижним. А вот термин «нормальный прикус» (не путать со стандартной нормой, различной для разных пород) у семейства псовых подразумевает и ножницеобразный, и прямой (клещеобразный), потому что при прямом прикусе сохраняется то же положение соприкосновения клыков, что и в «ножницах». Для примера - стандарт пуделя, где в описании идеала написано «Челюсти/Зубы: Смыкание нормальное», а в дефектах - «Перекус является недостатком или пороком в зависимости от степени выраженности», в дисквалифицирующих пороках стоит «Недокус». Некоторые стандарты наряду с ножницеобразным, указывают в норме прямой прикус, иногда только как допустимый, т.е. уступающий по предпочтению «ножницам», или «терпимый», т.е. пограничный между нормой и отклонением.
Не все стандарты подробны, да и не возможно в стандарте предусмотреть абсолютно всё. Стандарт - это техническая документация, рассчитанная на подготовленного специалиста. Знание этих нюансов позволяет наказывать собак с подозрением на искусственно правленные зубы, когда резцы, верхние или нижние, не нормально стоят под наклоном внутрь или наружу. Мне попадался доберман с явно правленными зубами - его нижние клыки стояли впереди верхних клыков с заметным зазором, а нижние резцы были вдавлены внутрь под наклоном. И хотя нижние резцы оказывались позади верхних, у меня было основание снизить оценку. Кстати, подбородок у него так сильно выдавался вперёд, что и при закрытой пасти возникало подозрение о перекусе, когда собака только вышла в ринг.
Другой пример - кане корсо, для которого нормой является плотный перекус, предстал передо мной в ринге с вдавленными внутрь верхними резцами, чтобы нижние резцы оказались впереди.
Клыки так просто с места не сдвинешь, слишком мощные корни. Голь на выдумки хитра! Стали попадаться собаки со сколотыми концами нижних клыков (а сломанные зубы, не мешающие определению прикуса, обычно, серьёзно не наказываются), или совсем без клыка, и прикус вроде бы «ножницы», но при ближайшем рассмотрении выясняется.что нижние клыки определённо не разведены должным образом в стороны и, если бы остались целыми, то вонзились бы в дёсны. Судить такое надо сообразно.
Бич современной экспертизы - неумение (или нежелание?) фиксировать отсутствующие зубы. По два моляра с каждой стороны верхней челюсти не вызывают затруднений не потому, что до двух все умеют считать, посчитать по три моляра внизу с каждой стороны (именно посчитать «раз, два, три», а не просто посмотреть глазами) оказывается непосильной задачей для некоторых лиц с обязательным средним образованием (в минимальные требования для присвоения судейской категории входит наличие среднего образования). Что же говорить о премолярах, которых по четыре с каждой стороны верхней и нижней челюстей! Ну а по шесть резцов вверху, а особенно внизу - невероятно сложно.
Нельзя забывать, что зубы являются частью скелета, т.е. дефект зубной системы - дефект скелета. Проблемы зубов могут аукаться в других местах опорной системы: позвоночнике (хвостовой, поясничный отделы), конечностях, мечевидном отростке грудины, рёбрах... Мы всего и не знаем!
На всепородных выставках на осмотр и описание одной собаки отводится примерно 3,5 минуты, учитывая и сравнительную экспертизу. Часто именно показ зубов отнимает много времени. Неумение (нежелание?) хэндлеров (владельцев) продемонстрировать в полной мере ротовую полость собаки вынуждает эксперта самому лезть в пасть.
Несколько полезных советов. Никогда не зажимайте мочку носа - собака задыхается, соответственно сопротивляется. Не раздирайте собачий рот так, будто хотите его разорвать. Показать зубы можно быстро и просто в три приёма.
1) Сначала обычно осматривается прикус, т.е. смыкание клыков и резцов. Для этого ладонь одной руки кладётся на спинку носа (у относительно большой собаки) или на лоб (у маленькой) так, чтобы мочка носа оставалась не тронутой между большим и указательным пальцами, которые и приподнимут верхнюю губу с обеих сторон, обнажив верхнюю часть прикуса. Большим пальцем другой руки нижняя губа оттягивается вниз. Чтобы проконтролировать количество и линейное расположение нижних резцов, прикрытых верхними при ножницеобразном прикусе, достаточно, не меняя принятого положения, средний палец той руки, что находится сверху, просунуть позади клыков - челюсти разомкнутся, и резцы обнажатся.
2) Премоляры можно спокойно посмотреть и при сжатых челюстях. Достаточно с одной стороны морды раздвинуть губы: отвести (отогнуть) одной рукой край верхней губы вверх, а другой рукой край нижней губы вниз. Если при этом язык собаки закрывает место, где должен находиться первый премоляр, человек своим пальцем может отодвинуть помеху.
3) Чтобы проконтролировать моляры, не достаточно раздвинуть губы, если челюсти сомкнуты, т.к. последние нижние коренные будут перекрыты верхними. Необходимо, чтобы пасть была приоткрыта примерно так, как если бы собака дышала, раскрыв рот при перегреве (волнении). Открыть собаке рот и зафиксировать в таком положении проще всего, если ладонью обхватить нижнюю челюсть снизу, при этом большой палец с одной стороны и указательный с другой вставить за клыками (там мелкие первые премоля-ры создают наименьшее усилие при сжатии челюстей). Такой захват позволяет поворачивать голову собаки, как это потребуется человеку. Остаётся пальцами другой руки (иногда достаточно одного указательного, ему в помощь можно использовать средний и безымянный) оттянуть угол рта (губы) назад.
Такое понятие как «линейное расположение резцов» некоторыми истолковывается превратно. Жаргонное словечко «линейка», широко распространённое в среде собаководов, кое-кем понимается буквально, как школьная линейка, как прямая линия. Но «линейное» происходит от «линия», а линия может быть прямая, кривая... Термин «линейное расположение» подразумевает, что резцы в основании образуют плавную линию, и ни один из них не выбивается из общего ряда. Наоборот, «нелинейное расположение», «резцы не в линию», «шахматное положение резцов (шахматка)» обозначают, что резцы в основании образуют ломаную линию из-за одного-двух резцов, выбивающихся из общего ряда (частный случай - «лодочка», встречается у бульдогообразных собак). Не считается «шахматкой», когда какой-то резец вырос наклонно относительно прочих, если в основании все резцы расположены линейно.
Что касается формы «линейки», их две, как существуют две основных формы головы - клинообразная и прямоугольная (квадрат - частный случай прямоугольника). У клинообразных (примитивных, волкоподобных) голов, т.е. суживающихся к мочке носа, «линейка» овальной формы, скруглена. Прямоугольные (догообразные, бульдогообразные) головы с тупыми мордами имеют зубы, стоящие между клыками по прямой линии. Кстати, из-за раздельности генетического наследования нижней и верхней челюстей, иногда можно наблюдать отклонения в смыкании резцов при идеальном ножницеобразном положении клыков, если линейка одной челюсти овальная, а линейка другой челюсти прямая. Например, стандартом немецкой овчарки дисквалифицируется лишь «недокус более 2 мм».
Как-то мне жаловался один владелец скочтерьера, что у его собаки эксперт в ринге отметил, как изъян, расположенные идеально по овалу резцы нижней челюсти, сказал: «Должны быть по прямой!» Но шотландский терьер - с клинообразной головой. У него и не должно быть «линейки» по прямой. Оказалось, что данный эксперт держит у себя дома только такие породы, у которых (по стандарту или происхождению) полагается быть прямой «линейке». Открывая для экспертизы в своём судейском листе новые породы, ему и в голову не приходило, что может быть как-то иначе, чем у его собак. Опять же у немецкой овчарки стандартной нормой оговаривается «...неправильным является линейное расположение резцов по прямой».
Тайное всегда становится явным. Пренебрежение к зубной системе множит дефектность последующих поколений. Прочие стати всегда на виду, и глаз знатока постоянно тренируется, видя разных собак на выставках, улицах, картинках, что позволяет свобод¬но обсуждать с коллегами достоинства и отклонения от нормы. Но зубы - потаённое место, рассмотреть их можно только с разрешения хозяина, подчас лишь по очереди, да и то при условии, что собака не сопротивляется. О важности зубов говорит тот факт, что в зоологии первейшим в описании биологического вида является краниологический анализ (от греч. кгаniоn - череп), который начинается с зубной формулы - число резцов, клыков, премоляров и моляров в каждой челюсти.
Далеко не все действующие стандарты детально расписывают норму и отклонения. Например, у самой маленькой в мире породы собак чихуахуа в описании идеала по зубам про их количество ничего не говорится, но в разделе «Дефекты», которые «в зависимости от степени выраженности следует рассматривать как недостатки или пороки», значится «отсутствие отдельных зубов» и «двойные зубы», и это при относительно короткой морде.
Количество и положение нижних резцов являются важной характеристикой нормального развития нижней челюсти. Если между нижними клыками пять резцов, а то и четыре, стоят без «пробелов», нижняя челюсть будет сужена, и это не стоит оставлять безнаказанным. Потеря резца из-за травмы, болезни или, что не редкость у карликовых собак, в связи с мелкостью костей и слабым креплением зубов в дёснах, оставляет заметную «дырку». Если нет сужения челюсти или подозрения на неправильное положение утраченного резца и связанного с этим нарушения прикуса, а стандарт «молчит», то отношение к такой недостаче не должно быть суровым.
Встречается у собак и такой дефект как перекос челюсти вокруг осевой линии - при осмотре спереди нижняя челюсть не параллельна верхней. Чаще такое встречается у пород с укороченными лицевыми костями, приплюснутыми мордами.
Редкое уродство, когда твёрдое нёбо вместо сводчатой формы прогнуто вниз. Из-за этого челюсти не могут плотно сомкнуться - язык мешает, ему некуда убраться. Понятно, что подобное можно ожидать от пород, утрированно короткомордых. Поразил случай, когда в один день на выставке у меня в ринге прошли две собаки разных пород, аргентинский дог и родезийский риджбек, с такой аномалией, а ведь их кто-то сактировал щенками как полноценных.
В семидесятых годах будучи школьницей я училась на курсах собаководства (сначала собаководов-любителей, потом одной дрессировки, другой, затем инструкторов-дрессировщиков и, наконец, экспертов) в ДОСААФ. И всё это время начальник нашего клуба служебного собаководства любил повторять: «Чтоб ночью вас разбудили, и зубы от зубов отскакивали!» Чего и вам желаю.